Автоматика, связь, информатика. 2023. № 6. С. 22–24
Automation, communications, informatics. 2023. № 6. Р. 22–24
НОВАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
Научная статья
УДК 519.21:656.25
DOI: 10.34649/AT.2023.6.6.003
Инженерная методика количественного анализа дерева отказов систем ЖАТ
Дмитрий Николаевич Шевченко
ЗАО «Струнные технологии», главный специалист, канд. техн. наук, доцент, Минск, Беларусь, shevchenkodn@yandex.ru
Аннотация. Существующие стандарты анализа деревьев отказов не указывают способ вычисления интенсивности отказов, что актуально для систем железнодорожной автоматики. В научной литературе имеются соответствующие модели, но их применение на практике не регламентировано и затруднено. В статье предлагается инженерная методика количественного анализа деревьев отказов систем железнодорожной автоматики, которая позволяет определять интенсивность наступления событий. Методика может быть использована для анализа безотказности, а также функциональной безопасности систем на этапах проектирования, при выборе элементов и структуры системы, а также при внедрении и сертификации.
Ключевые слова: железнодорожная автоматика, функциональная безопасность, интенсивность опасных отказов, анализ дерева отказов
Для цитирования: Шевченко Д.Н. Инженерная методика количественного анализа дерева отказов систем ЖАТ // Автоматика, связь, информатика. 2023. № 6. С. 22–24. DOI: 10.34649/AT.2023.6.6.003
NEW TECHNIC AND TECHNOLOGY
Original article
Engineering technique for quantitative Fault Tree Analysis of railway au-tomation and telemechanics systems
Dmitriy N. Shevchenko
Unitsky String Technologies, Inc., chief specialist, Candidate of Engineering Sciences, docent, Minsk, Belarus, shevchenkodn@yandex.ru, SPIN – code 8307-2148
Abstract. Existing fault tree analysis standards do not specify how to calculate the failure rate, which is important for railway automation systems. There are relevant models in the scientific literature, but their application in practice is not regulated and is difficult. The article proposes an engineering technique for quantitative fail tree analysis of railway automation systems, which allows determining the failure rate. The technique can be used to analyze the reliability, as well as the functional safety of systems at the design stages, when choosing the elements and structure of the system, as well as during implementation and certification.
Keywords: railway automatics, functional safety, dangerous failure rate, fault tree analysis
For citation: Shevchenko D.N. Engineering methodology of quantitative analysis of failure tree of JAT systems // Automation, communications, informatics. 2023. № 6. P. 22—24. DOI: 10.34649/AT.2023.6.6.003
Список источников
1. ГОСТ 34012-2016. Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Общие технические требования. Введ. 01.10.2017. М.: Стандартинформ, 2017.
2. EN 50126-2:2017. Railway Applications – The Specification and Demonstration of Reliability, Availability, Maintainability and Safety (RAMS). Part 2: Systems approach to safety. Bruxelles, 2017.
3. ГОСТ Р 27.302-2009. Надежность в технике. Анализ дерева неисправностей. Введ. 01.09.2010. М.: Стандартинформ, 2011.
4. IEC 61025:2006. Fault Tree Analysis = Анализ диагностического дерева неисправностей. Publ. 13.12.2006.
5. ГОСТ Р МЭК 62502-2014. Менеджмент риска. Анализ дерева событий. Введ. 01.12.2015. М.: Стандартинформ, 2015.
6. IEC 62502:2010. Analysis techniques for dependability – Event tree analysis. Publ. 27.10.2010.
7. Викторова В.С., Степанянц А.С. Модели и методы расчета надежности технических систем. Изд. 2, испр. М.: URRS, 2016. 256 с.
8. Анализ дерева отказов в среде программирования R. Учет отказов по общей причине / А.В. Антонов, Е.Ю. Галивец, В.А. Чепурко, А.Н. Черняев // Надежность. 2018. Т.18, № 3 (66). С. 3–9.
9. Шевченко Д.Н. Основы теории надежности : учебно-методическое пособие. Гомель : БелГУТ, 2010. 250 с.
10. РТМ 32 ЦШ 1115843.02-94. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы расчета показателей безотказности и безопасности СЖАТ.
© Москва «Автоматика, связь, информатика» 2023